Владимир Гоман

molitva

Однажды, на строительстве зала царства брат попросил меня произнести публичную молитву за столом. Для меня это было очень волнительно, до сего момента мне никогда не приходилось молиться прилюдно.  Естественно я произнес эту молитву точно так же как слышал это сотни раз на собрании, по тому же самому образцу.

В последующие годы мне приходилось много раз произносить публичную молитву как в маленьких компаниях так и в большой аудитории. Я внимательно слушал и молитвы других людей. И частенько у меня создавалось впечатление, что молитва – это некий обряд, который включает в себя следующую формулировку:

Иегова – спасибо за то – спасибо за это – мы рады – помоги нам – а за все мы тебя – во имя Иисуса Христа —  Аминь.

Конечно, это не были моливы по молитвеннику, как это принято у ортодоксов. Но, все равно они произносились будто по готовому шаблону. Меняются лишь слова за что благодарить и что просить исходя из момента.  Кто же составил этот шаблон? Должны ли мы все ему следовать?

Когда-то на заре своего знакомства с христианством я поделился с братом, что мне сложно находить подходящие слова для публичных молитв в собрании. На что он мне дал весьма хитрый совет: А ты внимательно слушай о чем поется в песне, которая предшествует молитве и используй те же речевые обороты. С того дня произносить публичные молитвы стало проще, но все равно остался в подвешенном состоянии вопрос о естественности и искренности таких молитв. В конце-концов, что это – краткая речь-экспромт или доверительный разговор с Богом?  Я замечал, что со временем молитва стала рутинным обрядом, наподобие пожелания «приятного аппетита» перед обедом или «будте здоровы» если человек чихнул.

Поэтому сейчас мне хочется детально исследовать вопрос: а как собственно следует молиться, опираясь на свидетельство Библии?

Вопрос  будет состоять из трех частей, которые я буду исследовать поочередно.

  1. Можно ли молиться Христу?
  2. Требуется ли в конце молитвы произносить «во имя Христа» и «Аминь»?
  3. Обязательна ли стандартная молитва перед едой?

Можно ли молиться Христу?

В Новом Завете я обнаружил 2 места указывающих, что первые ученики молились Иисусу — Деяния 7:59,60  и Деяния 8:24.

Начнем с Деяний 7:59,60

Стефан был преисполнен Святого Духа и увидел Иисуса, стоящего рядом с Богом. Любопытно, что в этот тяжелый момент он обращался к Иисусу, а не к Отцу.

и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Однако, в ПНМ в 60 стихе вместо слово «Господи» поставлено имя «Иегова». Есть ли какое-то основание для использования этого имени здесь? В 59 стихе они оставили «Господи Иисусе» по всей видимости потому что сложно было поставить имя Иегова туда где уже стоит имя Иисуса.

Я заглянул в кодекс Безы (5 век н.э.) и обнаружил, что как в 59 так и в 60 стихах стоит Κύριε (Господь).

Также и в самом древнем Синайском кодексе (4 в н.э.)  в обоих случаях написано Господь Иисус (сокращенно κε ιυ) и Господь (κε) — см. скриншот.

Синайский кодекс

Таким образом, я не увидел никаких оснований для использования тетраграмматона в этих стихах. Возникает уместный вопрос, почему библеисты Свидетелей Иеговы  подогнали это место Писания под свои представления, пренебрегая свидетельством самых древних манускриптов?

Имя Иегова в 60 стихе совершенно не уместно. Даже по смыслу понятно, что Стефан не мог сначала взывать к Господу Иисусу , чтобы он принял его дух. Но за прощение своих гонителей сию же секунду обращаться к Иегове.

Теперь стоит рассмотреть свидетельство из Деяний 8:24.

Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

В ПНМ  вместо слова «Господу» снова поставлено «Иегове». В кодексе Безы на этом месте я действительно обнаружил слово Θέον (Бог). И был готов уже согласиться с интерпретацией ПНМ. Но, посмотрев более древний Синайский кодекс снова нашел знакомое нам  сокращение означающее «Господь».

Чуть позже я нашел информацию, что Θέον в Деяниях 8:24 появляется исключительно в кодексе Безы и по всей видимости является вольностью переписчика. Синайский кодекс на сотню лет ближе к оригиналу, следовательно он является более авторитетным источником.

Вывод: в обоих местах Писания  ученики не считали не правильным обращаться к Господу напрямую. По всей видимости, обращаться не только к Богу, но и к Христу можем и мы.

Если кто-то из моих читателей исследовал этот вопрос, хотелось бы услышать ваше мнение. Возможно вы нашли в Библии то, на что я не обратил внимания.

Метки:

ТЫ - до сих пор не подписался на новости моего блога?!

Узнавай новости в числе первых. Оставайся в курсе событий!

222 коммент. к “Молитва (часть 1). Правильно ли молиться Христу?”

  1. Арам Азорин Russian Federation
    21 ноября 2014 в 18:25

    Игнату.99% то что ты за декларировал—уже обсуждалось!!(повторяться не буду).Аргументы друг у друга стенографируйте—а вникнуть в ответ не желаете!?…………..все ответы на такие же или приблизительно такие же вопросы давал. Уделю вниманию лишь одному стиху… Ты в начале. Господи, основал землю, и дела рук Твоих — небеса:(Евр.1:10). Дальше Игнат приводит довод …..Цитата эта взята из 101 Псалма. Где молитва обобщенна к Господу(Яхве)Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.(Пс.101:2)………??????????. Апостол Павел цитирует Псалтирь 101:26-28 «В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся». . Итак что имеем? Давайте прочитаем всю главу…… 7 СТИХ—говорит об ангелах! 8 и 9 стихи о Иисусе-ЦИТАТА 44 Псалма стих 7 и 8. В 44 псалме показан мессианский царь которому дарована победоносная война! Кем?Богом!На каком основании? В 10 стихе 1гл.Евреям Павел приводит аргумент… Ты в начале.Господи основал землю,и дела рук Твоих. Вот как то так!!

  2. Арам, извините у вас сумбур какой то, я вас не понял.
    вы отрицаете что в 10 стихе речь о Иисусе?

    Обсуждения приведённых мною стихов я не виде например И.14.14, приводили но комментария не было.

  3. Арам, я ещё могу кучу стихов привести в пользу молитвы Иисусу но всё упирается в толкования, напр.
    Итак покайся в этом зле твоем и помолись Господу, может быть, будет отпущен тебе умысел сердца твоего:
    (Деян.8:22)

    В 8 гл Господом назван только Иисус(16 ст) Иисус может прощать грехи(Лук.5.24) так что мы вполне можем сказать что Петр говорил помолись Господу Иисусу.
    Но всё упирается в толкования.
    Дабы таких разночтений не было и невежды не толковали писания себе в погибель Господь и создал Церковь которая столб и утверждения истина, а истина будет прибывать во век
    Ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
    (2Иоан.1:2)

    «Молитесь о мне Христу, чтоб я посредством этих орудий сделался жертвою Богу» (Игнатий Антиохийский. Послание к Римлянам 4)

    Неужели вы все мгновенно стали отступниками и начали молится Иисусу с пустого места?

  4. Итак, надлежит, чтобы один из мужей, вместе с нами ходивших всё то время, когда жил среди нас Господь Иисус,

    И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи, кого Ты избрал, из этих двух одного,
    (Деян.1:21-25)ПЕК.

    В контексте Господом назван Иисус а молятся Господу не называя имя,
    кому Отцу или Сыну? опять вопрос толкования.

    http://www.jwforum.name/apol/a.....olitva.htm

  5. Арам Азорин Russian Federation
    23 ноября 2014 в 16:34

    Итак покайся в этом зле твоем и помолись Господу, может быть, будет отпущен тебе умысел сердца твоего:(Деян.8:22)—- по Вашему тут говорится о Христе????….Слово ГОСПОДЬ в НЗ относится как ко Христу так и к Богу(уже об этом писалось—-а мне надо опять повторять—-читайте с самого начала).Открою страшную тайну И ЛЮДЕЙ ЕСТЬ ПРАВО ПРОЩАТЬ ГРЕХИ—-тем паче и у Господа Иисуса есть такое право!!Про разных _христиан_ 2,3,4 веков я уже писал(но Вы были невнимательны—в принципе я уже не удивляюсь).И.14.14, -ОБ ЭТОМ ПИСАЛИ ПИЛИТЕ ШУРА,ПИЛИТЕ ШУРА….то есть читайте-читайте а не пробегайте глазами ответы Игнат!!!

  6. Арам Азорин Russian Federation
    23 ноября 2014 в 16:38

    Модера́тору.Прошу добавить функции(цитата,шрифт и т.д.)

  7. Арам, не хочу вас обидеть но я опять вас не понял и мне кажется проблема не во мне а в том как вы доносите материал.

    Вы так и не ответили на мой вопрос по поводу И.14.14 где Иисус явно говорит о том что бы «Просили у него» даже если в некоторых кодексах нету слов «Меня» то мы должны смотреть к контексте.

    Ио чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне. (Иоан.14:13).
    Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю.
    (Иоан.14:14)

    Убираем «Меня» и получается
    Если о чем ни попросите во имя Мое.13ст
    Если о чем попросите во имя Мое. 14ст.

    Зачем повторять одно и тоже? незачем.

    Если Иисус не говорил о том что бы просили у него, то что получается?
    Если что попросите(У Отца) во имя моё, я сделаю это.
    (Иоан.14:14)

    У Отца просим а делает Иисус? Отец слышит просьбы а потом их передаёт Иисусу дабы он исполнил, попахивает абсурдом.
    В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
    (Иоан.14:20)

    Отце слышит и Иисус слышит и Иисус исполняет а значит и ему можно молится.

    Так что скорее правильный перевод будет «попросите Меня» и с точки зрения логике, правил правописания и самые авторитетнее рукописи НЗ подтверждают правильность именно такого перевода(Синайский кодекс напр).

  8. по Вашему тут говорится о Христе????

    Я написал «всё упирается в толкования» т.е Петр говорит неоднозначно и мы может толковать по разному этот стих, вероятней всего Петр называет Иисуса Господом, а может и Отца.
    Надо смотреть ближайший контекст, а контекст указывает на то что Господь это Иисус(16 ст).
    Ибо Он еще не сходил ни на кого из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
    (Деян.8:16)

    Весь диалог проходит в рамках одной беседы так как «Симон» сразу после этого принёс деньги и Петр ему после этого сказал: «помолись Господу».
    По крайней мере для Симона и Самарян(которые были крещены во имя Господа Иисуса) это наставления указывало что молится нужно Господу в имя которого Самаряне были крещены.
    Нужно ещё учесть что Лука(писавший Деяния)был человеком учёным и не стал бы допускать таких ошибок что бы в одном тексте указывалось что Господь Иисус а затеем Господь это уже Отец, т.е вы пишите письмо:
    «Мы вчера ходили в гости к Петру(сын)» и через несколько строк пищите:
    И Петр попросил сказать что бы вы ему написали.

    Вы пишете Петру(сыну) и выясняется что Петр который попросил что бы вы ему написали это был Петр(Отец), получается вы написали письмо допустив серьёзную ошибку не указали какой Петр попросил написать.
    Так же и в Деян, в 16ст Иисус назван Господом а в 22ст уже Отце? нет, Лука был учёным он бы не допустил такой ошибки.

    «Открою страшную тайну»

    Я и писал об этом в своём сообщении, право прощать грехи апостолам дал Иисус(Иоан.20:23).

    «Про разных _христиан_ 2,3,4 веков я уже писал»

    Мне вы нечего не писали, если вам есть что ответить пишите.

    Вы не отвечаете на вопросы, а только говорите «я уже ответил» ищите, я смотрел ваши ответы они натянутые особенно на счёт «Господь».

  9. Арам Азорин Russian Federation
    25 ноября 2014 в 13:35

    Ещё раз хотел попросить модератора,если это возможно, добавить дополнительные функции (цитата,курсив,….).Так легче вести диалог!

  10. Всем привет!Так как для обсуждения долгое время есть только эта тема,думаю можно ссылку сюда скинуть.Сейчас прочитала удивительную новость.оказывается знаменитая теннисистка Селена Гомес-Свидетель Иеговы!Здесь подробнее http://www.7sportnews.ru/other.....lyams.html

  11. Хочу ещё добавить по поводу:
    И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи, кого Ты избрал, из этих двух одного.
    (Деян.1:24)

    Тот же принцип что и в (Деян.8:16).
    Приведу полностью:
    Итак, надлежит, чтобы один из мужей, вместе с нами ходивших всё то время, когда жил среди нас «Господь Иисус»,
    начиная от крещения Иоаннова до того дня, когда Он был вознесён от нас, — стал вместе с нами свидетелем воскресения Его.
    И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавой, который был прозван Иустом, и Матфия.
    И помолились и сказали: «Ты, Господи», Сердцеведец всех, покажи, кого Ты избрал, из этих двух одного,
    (Деян.1:21-24)

    Странно бы звучало в одной речи, в одной главе, двух разных лиц называть одним титулом «Господь» и совсем не как не уточнять кто второй.
    «Господь Иисус»
    «Ты, Господи»

    Если бы в 24ст говорилось о Отце, то вероятней всего автор(Лука) или сами Апостол который молился уточнил бы «кто Господь»
    Знаем что первые христиане молились Иисусу, мало вероятно что они самостоятельно начали это делать, так как это бы нарушило истину, а Иоанна сказал истина пребудет вовек с христианами(2Иоан.1:2)
    http://www.pravoslavie.ru/put/72693.htm

    99% Апостолы в 1гл молились Иисусу.

    Об именах Божьих. Христос как Господь
    http://stavroskrest.ru/content/divinenames

  12. Для меня лично самый весомый аргумент что «Иисусу молится нужно»
    В Евр.
    Ты в начале. Господи, основал землю, и дела рук Твоих — небеса:
    они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают,
    и, подобно одеянию. Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены;
    но Ты — один и тот же, и лета Твои не кончатся.
    Кому когда из ангелов Бог сказал: Сядь по правую Мою сторону, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
    (Евр.1:10-13)

    Знаем что эта цитата из Псалма.
    В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
    они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
    но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
    (Пс.101:26-29)

    Этот Псалом начинается:
    Молитва страждущего.
    Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
    (Пс.101:2)

    Если бы «Псалом 101» не как не относился к Иисусу, то ап.Павел и не стал бы приписывать очень очевидную цитату к Иисусу.

  13. Хотелось бы услышать вердикт автора(статьи) и вторую часть этой статьи.

  14. «»Селена Гомес-Свидетель Иеговы!»»

    Серьёзно? Она?
    http://topcelebritylink.com/wp.....iams-3.jpg
    http://goliezvezdi.net/xsrubej.....lyams.html

  15. Авенир Шустов Estonia
    2 января 2015 в 13:18

    Снова перечитывал тему и обратил внимание на некоторые моменты:

    ((ЛЛеас говорил)
    «»»Потому что Бог есть Бог- богов,и Царь — царей.
    Я не против того что написано в Писании…Но надо смотреть в правду глаза.Я имею ввиду что,не видно мне чтобы Иисусу дана «всякая» власть на земле,ибо как видим на самом деле мир во власти злого до сих пор.»»»)

    (что-то не смог я в рамочку выделить цитату)

    Я тоже предлагаю посмотреть правде в глаза.
    И именно эта мысль о Царе царей и Господе господствующих относится именно к Иисусу Христу в Откр.17:14

    А если продолжать смотреть правде в глаза по предложенной «схеме», то придется согласится, что и Иегове власть не принадлежит ибо весь мир лежит во власти злого (как многие считают — сатаны).
    Но справедливо ли такое заключение по отношению к Иегове?
    Тогда почему это же заключение применимо к Христу???

  16. Авенир Шустов Estonia
    2 января 2015 в 13:24

    ((Руслан Шартан говорил)
    «»»А вообще, каждый сам решает кому/Кому обращать свои молитвы. Молитва — это личная беседа с Тем(тем), Кому доверяешь. Считаю, что Христу Йешуа дана власть действовать, когда нужна помощь слабым, при их мольбе к Богу.»»»))

    Дорогой брат полностью с тобой согласен с первым твоим предложением.
    А вот второе что-то я не очень понял. Ты имеешь в виду, что если человек духовно силен, то молится он может и без посредничества Иисусова? Проясни пожалуйста сей момент.

  17. Друзья, ещё нашёл интересное место.

    И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой. (Деян.7:59).

    επικαλούμενον — взывал, призвал.

    И призываю я имя Господне, прошу, Господи, спаси душу мою.
    (Пс.116:4)

    επεκαλεσαμην — звать, призывать.

    Как видим что в Деяниях, что в Псалме используется тоже самое слово «Призывать» (сравните с 1Кор.1:2).

    Господи Иисусе, прими дух мой.
    Прошу, Господи, спаси душу мою.

    Интересно, что даже по конструкции молитвы одинаковы.
    Может Стефан цитирует (Пс.116:4) ???

  18. Арам Азорин Russian Federation
    13 января 2015 в 21:20

    За это время (как ведется диалог) перечитал посты раз 20! Вы один из немногих людей которые не могут найти ответ на свой вопрос(или пере задаете) из отвеченных.Если я буду отвечать на эту реплику — мы вернемся к началу. Мне жаль что автор стать удалил инструменты(цитата,курсив …)А то я просто показывал бы Вам какой пост нужно прочитать.Но так ка я осознаю что не все могут лишний раз прочитать то начну сначала… вы уверены что это была именно молитва к Иисусу Христу? Во многих переводах это выглядит несколько по другому.
    «И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой» (Деян. 7:59, Кассиан).
    «Когда они побивали камнями Стефана, он воззвал к Господу и сказал: „Господи Иисусе! Прими дух мой!» (Дн. 7:59, Современный перевод).
    «Стефан, когда побивали его камнями, взывал ‘к Богу’ и говорил: «Господь Иисус, прими дух мой!» (Деян. 7:59, Заокский перевод).
    «Когда его побивали камнями, Стефан взывал: — Господь Иисус, прими мой дух!» (Дн. 7:59, Кузнецовой).
    В данном случае это была не молитва, потому что Стефан, получил видение Иисуса и напрямую говорил с ним. Примите во внимание, что просто разговор с кем-то, даже с Богом, не означает, что это молитва.
    Когда Бог судил Адама с Евой после того, как они согрешили в Едеме, они пытались в разговоре с ним оправдаться за соделанный ими серьезный грех(Бытие 3:8–19).
    Можно ли считать их разговор с Богом молитвой?

  19. Арам Азорин Russian Federation
    13 января 2015 в 21:29

    Перед тем как будете задавать вопрос—-КИНЬТЕ ВЗОР ,МОЖЕТ БЫТЬ ЕГО УЖЕ ОБСУЖДАЛИ(не показывайте свою дубоватость лишний раз).Не хочу Вас оскорбить но лишний раз ПОСМОТРИТЕ ПОСТЫ!!!

  20. Арам Азорин Russian Federation
    13 января 2015 в 21:40

    Настало время задавать вопросы мне.Читаем стих из Библии и находим ошибку. .6 Ты же, когда молишься, войди во внутренний покой твой; и затворив дверь твою, помолись Сыну . Который втайне; и Сын, видящий втайне, воздаст тебе.
    7 Молясь же, не разглагольствуйте как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.
    8 Итак не уподобляйтесь им: ибо знает Сын , в чем вы имеете нужду, прежде чем попросите у Него.
    9 Вы же молитесь так: Христос наш. Который на небесах! Да святится имя Твое.
    10 Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
    11 Хлеб наш насущный дай нам сегодня.
    12 И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим.
    13 И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

  21. Арам Азорин Russian Federation
    13 января 2015 в 21:46

    Самое разумное….оставить в покое стих о Стефане(так как одни будут говорить что это молитва а другие что простое обращение) и отследить другие стихи по этому делу!Итак приведи все стихи (где требуется) возносить молитвы(как акт поклонения)Христу!

  22. Вы можете просто копировать свои сообщения, если вы на этот вопрос уже отвечали, думаю в этом нет проблемы.

    «вы уверены что это была именно молитва к Иисусу Христу?»

    Да конечно, ведь я написал.
    И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой. (Деян.7:59).

    επικαλούμενον — взывал, призвал.

    И призываю я имя Господне, прошу, Господи, спаси душу мою.
    (Пс.116:4)

    επεκαλεσαμην — звать, призывать.

    Как видим что в Деяниях, что в Псалме используется тоже самое слово «Призывать» (сравните с 1Кор.1:2).

    Господи Иисусе, прими дух мой.
    Прошу, Господи, спаси душу мою.

    Наличия слова «молился» не означает в прямом смысле молился, так же и отсутствия слова «молился» не означает что это не была молитва(в современном понимании).

    Евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге.
    греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;.

    Стефан обращался с к Иисусу с такой же просьбой как и Иисус к Отцу.

    Он молился: «Господи Иисусе! Прими дух мой» ‘(ст. 59).
    Иисус же молился: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46).
    Он просил: «Господи! не вмени им греха сего» (ст. 60).
    Иисус же молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).

    В начале хотелось бы прояснить один вопрос.
    Чем отличается молитва(просьба) Богу от молитвы к людям?

Оставить комментарий или два